«Путь в тысячу ри* начинается с одного шага»

История Mitsubishi: от рождения легенды до сверхновой реальности
*Ри – традиционная японская мера длины, равная 3927 метрам.

Октябрь 1870 года

Италия окончательно объединяется, сделав Рим своей столицей. Франция с Германией продолжают выяснять отношения во Франко-Прусской войне. В США умирает генерал Ли – главнокомандующий конфедератов. Россия ещё не оправилась после убийства императора, на её юге идут бои за Казахстан. В Японии основана судоходная компания Tsukumo Shokai Shipping, давшая импульс появлению легендарного бренда Mitsubishi.

«Самурай принимает решение за семь вдохов»

Ятаро Ивасаки

Основатель и первый президент компании Mitsubishi

Компания, которую сегодня весь мир знает под названием Mitsubishi Group, долгое время принадлежала влиятельному самурайскому роду Ивасаки.

Его история сама по себе увлекательнее любой семейной саги с закрученным сюжетом.

Вторая половина 19 века – не самое легкое время для Японии. Вынужденный переход от феодализма к капитализму, политические преобразования и, как следствие, экономические потрясения.

Потомки самураев, для которых на протяжении веков единственно возможным призванием было воинское дело, испытывают серьезные трудности. Духовное свое спасение они нашли в традиционных культурных ценностях (философии дзэн, чайной церемонии, живописи и гравюре, изящной словесности).

Для поддержания же материального положения представители этого привилегированного сословия начинают заниматься предпринимательством. Из среды бывших самураев пополняются ряды государственных служащих, в основном из них формируется и офицерский состав армии и флота. Все чаще отправляют они своих детей получать «светское» образование.

Дом, в котором родился Ятаро Ивасаки

Именно в это время целеустремленный молодой человек Ятаро Ивасаки начинает свой путь, который приведет к рождению глобального бренда. Он родился в городе Коти на острове Сикоку, где правил могущественный клан Тоса. Ятаро происходил из обедневшего самурайского рода, который потерял свой титул. По одной из версий, самурайский титул продал отец будущего великого предпринимателя, чтобы дать сыну образование.

По возвращению домой после учебы Ятаро поступает на службу в клан Тоса, где становится простым клерком, но со временем достигает больших успехов и становится влиятельным чиновником высокого ранга и даже выкупает статус самурая. В 1870 году Ятаро Ивасаки покупает три старых парохода и основывает судоходную компанию Tsukumo Shokai, конечно, не без поддержки руководителей влиятельного клана.

Правда через год, после окончательного упразднения феодальных сословий, формально перестают существовать и Тоса, и поддерживаемая им Tsukumo Shokai. Однако, официально взяв на себя часть кланового долга, Ивасаки вновь получает в пользование корабли и лицензию на торговлю.

«Алмаз не будет обладать блеском драгоценного камня, если его не отшлифовать»

Весной 1873 года ведомство коммерческой геральдики Японии зарегистрирует графическое обозначение новой компании Mitsubishi Shokai. Это три ромба, вершинами сходящиеся в одной точке. В нем объединились гербы семьи Ивасаки и клана Тоса: расположенные друг над другом три ромба, олицетворяющие бриллианты (или водяной орех) и сходящиеся в центре три дубовых листка.

Так появляются знаменитые три («мицу») бриллианта («биси»), каждый из которых символизирует главные принципы работы компании: ответственность перед обществом, честность, открытость к международному сотрудничеству. Впервые принципы эти были сформулированы племянником основателя – Коятой Ивасаки – и восходят к самурайским законам «сёку хоку» («служение государству»).

В конце 1870-х компания Mitsubishi предпринимает последовательные шаги по укреплению своего положения на рынке, из судоходной постепенно превращаясь в многоотраслевую. Ивасаки осваивает такие новые отрасли, как горнодобыча и финансовый сектор.

В 1880-е у руля компании встает младший брат Ятаро – Яносуке Ивасаки. Он активно инвестирует в нефтедобычу и горнодобывающую отрасль. При нем компания становится лидером в судостроительстве. Яносуке проводит модернизацию и техническое переоснащение предприятий.

О предпринимательской проницательности этого руководителя Mitsubishi говорит один любопытный факт. Однажды он приобрел никчемный заболоченный участок земли в Токио (недалеко от императорского дворца), чем вызвал лишь насмешки конкурентов. Осушив территорию, он инициировал здесь строительство собственных зданий, которые впоследствии за большие деньги сдавал в аренду под офисы. Сегодня это один из престижных районов современного мегаполиса, и Mitsubishi до сих пор владеет его частью.

«Идущий вперед направляет других»

На рубеже веков управление компанией переходит к племяннику Яносуке – Хисае Ивасаки. Для страны – это время победоносных войн и присоединения новых территорий. Mitsubishi в этот период не только строит корабли и развивает тяжелую промышленность, но и помогает в освоении обретенных земель, создавая там необходимую инфраструктуру.

В разгар Первой мировой войны, в 1916 году, Хисае передает руководство своему двоюродному брату Кояте Ивасаки. Тому самому, который сформулировал основные принципы Mitsubishi, или как мы назовем это сегодня – миссию компании.

Коята окончил Кембридж и имел весьма прогрессивные взгляды. Сферами его интересов были автомобилестроение и авиация. В начале 20 века для страны со столь традиционалистским характером это был более чем смелый выбор. Первый легковой автомобиль Mitsubishi произведет уже в 1917 году. Правда, цена на него оказалась весьма высокой, поэтому спрос - невелик. Тогда Коята делает ставку на производство грузовиков и оказывается в выигрыше.

При Кояте Ивасаки в компанию приходят западные инженеры, которые на первом этапе обеспечивают становление авиастроения в Японии. Именно при этом Ивасаки Mitsubishi делает революционный шаг для экономики страны – открывает возможности для международного сотрудничества, не только заключая договоры с крупными мировыми компаниями, но и организовывая совместные предприятия с некоторыми из них.

К середине 1920-х годов компания насчитывает уже порядка 120 различных предприятий и подразделений в самых разных областях. Эта тенденция сохранится вплоть до начала Второй мировой войны. Так, в 1934 году появляется Mitsubishi Heavy Industries – флагманская «дочка», в которой было сконцентрировано авио- и судостроение. К 1940 году, например, у Mitsubishi уже шесть заводов, выпускающих самолеты, и двенадцать предприятий по производству авиадвигателей.

«Семь раз упади, восемь раз поднимись»

Три принципа философии легендарного бренда Mitsubishi («санкорё» - на японском)

К концу 1930-х годов весь мир, так или иначе, живет с предчувствием новой войны. Япония – не исключение. Ставку на военные разработки делает и компания Mitsubishi. Не в последнюю очередь благодаря этому во Вторую мировую войну страна вступает с определенным техническим преимуществом.

С окончанием Второй мировой войны и уходом из жизни Кояты Ивасаки (он умирает в декабре 1945 года) для Mitsubishi тоже заканчивается целая эпоха – эпоха четырех Ивасаки.

Новый же период в жизни компании начинается с раздробленности. Такова политика оккупационных американских властей. Mitsubishi делят на 139 самостоятельных компаний без права использовать логотип и сотрудничать друг с другом. Благоприятная геополитическая ситуация 1950-60-х годов, буйный экономический рост позволяют корпорации вновь начать процесс объединения.

В 1971 году как символ воссоединения и демонстрации серьезных международных амбиций компания получает новое название - Mitsubishi Corporation. В целом, 1970-е годы проходят для холдинга под знаком восстановления торговых связей с иностранными партнерами..

«Сделай всё, что можешь, а в остальном положись на судьбу»

Сегодня Mitsubishi Corporation - один из трех холдингов, входящих в кэйрэцу* Mitsubishi (Mitsubishi Group). Помимо Mitsubishi Corporation в «семью» Mitsubishi входят также Mitsubishi Heavy Industries и Mitsubishi UFJ Financial Group.

В Mitsubishi Group входит около 30 флагманских компаний, каждая из которых имеет огромное число дочерних фирм и подразделений по всему миру. Управляет этой огромной машиной «кинъекай» («пятничный клуб») – несколько десятков «сегунов» (руководителей компаний, входящих в холдинги Mitsubishi).

Компании группы Mitsubishi потрясают воображение разнообразием своей деятельности. Одним из мощных направлений является климатический бизнес.

Первый свой полупромышленный кондиционер Mitsubishi Heavy Industries представила в 1953 году. Далее развитие происходит довольно стремительно для столь технологичного сегмента: через три года, в 1956 году, корпорация выпускает оконный кондиционер, в 1970-м - полноценную сплит-систему, в 1979-м – систему с кассетным блоком (один из самых востребованных на сегодняшний день).

Заводы MHI, выпускающие климатическую технику, помимо Японии, находятся в Тайланде, США и Китае. Оборудованием компании оснащены многие важные объекты жизнедеятельности и мощнейшие сооружения в разных точках планеты. Например, самая высокая телебашня мира - Tokyo Sky Tree (Япония) и один из крупнейших жилых проектов площадью 35 гектар - «Сердце Дохи» (Катар).

Помимо бытовых и промышленных кондиционеров, климатическое направление корпорации включает производство холодильных установок и агрегатов для грузового транспорта (включая морские суда), климатических систем для автомобилей, оборудование для отопления зданий и целых районов.

При этом базовый ориентир для всех предприятий MHI – стремление к гармонии между людьми, техникой и природой. Примечательно, что при всем своем современном звучании он безупречно укладывается в рамки философии компании, которая была сформулирована 150 лет назад. Ее основные принципы сформулировал четвертый президент Mitsubishi - Коята Ивасаки. Сегодня эту философию так и называют - «санкорё» («три принципа»).

Именно эти принципы легли в основу обновления стратегии развития конгломерата, старт которому был дан в 1990-е годы и продолжается до сего дня. Вот эти золотые правила легендарного японского бренда:

«Шоки Хоко» - корпоративная ответственность перед обществом (стремиться к обогащению общества - материального и духовного - внося свой вклад в сохранение глобальной окружающей среды);

«Сёдзи Комэй» - честность и справедливость (поддерживать принципы прозрачности и открытости при ведении бизнеса);

«Ритсугио Боэки» - глобальный подход к бизнесу (расширять географию, основываясь на глобальных перспективах мирового сообщества).

* Кэйрицу - эффективная форма интеграции бизнеса в Японии, когда разнопрофильные компании образуют многоотраслевой концерн.

Основные этапы развития корпорации

Вернуться назад в раздел «Путешествие в мир "Mitsubishi»